Портал малого и среднего предпринимательства Югры
Все сайты

Бизнес по франшизе: что следует знать?

Перед тем как дать ответ на вопрос: «Как начать бизнес по франшизе?», следует обратиться к истории. Изучив прошлое, можно минимизировать потери в будущем.

  • Франчайзинг, как разновидность организации предприятия, зародился и обрел нынешнюю популярность в Соединенных Штатах Америки. Еще в 1851 году Исаак Зингер, основатель швейной компании мирового уровня, заключал первые франшизы, позволявшие воспользоваться правом на распространение и техническое обслуживание продукции Зингера на территории США.
  • Широкое распространение франчайзинг получил в 1898 году. Американский автогигант «GM» стал открывать дилерские центры путем подписания франшиз.
  • Нынешний вид бизнес-формата франчайзинг приобрел благодаря сети быстрого питания «McDonald’s». Рэй Крок, основатель сети, обратился к владельцам прибыльного ресторана «Сан Бернардино» с целью получения прав на открытие такого же ресторана. Итогом этого обращения стало основание крупнейшей сети фаст-фуда в мире на данный момент.
  • На отечественных площадках франчайзинговые отношения долгое время не обладали высоким спросом. Лишь в начале 2000 годов российские бизнесмены начали активно осваивать простой способ организации и развития бизнеса. Яркими представителями франчайзинга в России можно назвать сеть магазинов «Пятерочка», компанию «Евросеть» и предприятие «1С».

Оглядываясь на перенятый опыт другими компаниями, можно сделать вывод, что открыть свой бизнес по франшизе − один из простейших методов организации прибыльного и развивающегося предприятия.

Один из важных моментов такого бизнеса — осознание того, что франчайзи становится представителем материнской компании, обеспечивающим практически всем необходимым. Однако это не отстраняет франчайзи от выбора места под предприятие, способа и времени работы.

Европейская ассоциация франчайзинга (EFF) провела исследования, согласно которым объем франчайзинг-рынка увеличился на 98% с 2011 года. На начало 2012 года на российских экономических площадках работало около полутысячи франчайзеров, при этом заявителей программы франчайзинга насчитывалось более 800.

Ведущие финансовые аналитики сходятся на том, что активный рост рынка франчайзинга сохранится вплоть до 2020 года, вследствие чего будет наблюдаться высокая конкуренция среди предложений. Это позволит начинающим бизнесменам использовать франчайзинг для малого бизнеса на оптимальных условиях с минимальными затратами.

Во время переговорных заседаний часто можно услышать одну и ту же фразу: «Подписание договора возможно лишь в том случае, если франчайзи предоставит гарантию высокого показателя продаж». Открыть бизнес по франчайзингу просто, однако для того, чтобы ориентироваться в возможности предприятия продавать, следует придерживаться четких критериев успешной франшизы.

Показатели предприятия

Франчайзинг по своей сути есть клонирование материнского предприятия. Следовательно, рассматривая будущее своего бизнеса, можно смело ориентироваться на флагманские экономические показатели. Существует ряд показателей, которые подлежат анализу со стороны предпринимателя:

  • срок существования франчайзера и опыт работы на рынке франчайзинга;
  • темпы развития флагманской сети и ближайшие перспективы;
  • наличие устоявшейся бизнес-политики и оценки различных факторов.

Отечественный рынок малого и среднего бизнеса в России развивается семимильными шагами. Часто молодые компании предлагают различные франшизы, причем бывают такие случаи, что они не имеют собственных точек. Работа с «молодежью» всегда подвержена высоким рискам, и в этом случае инвестор должен быть предельно сконцентрирован.

Успешность франчайзера обозначена его осторожностью и неторопливостью. Рентабельные предприятия приступают к распространению своего бизнеса, выждав год, а то и более, после открытия собственных точек. В преддверии этого разрабатывается пакетная документация по франшизе, что позволяет снизить риски и катализировать процесс внедрения технологий и бизнес-политик в предприятие партнера. Франчайзинг для таких предприятий в первую очередь − способ снижения предпринимательских рисков. Количество организованных партнерских предприятий, основанных на франшизе, превышает количество свернутых программ в среднем на 75% и более.

Уникальность или стабильность?

Немаловажным фактором, на который следует обратить внимание, является качество продвижения продукции и торговой марки. При условии «раскрученности» продукта среди потребителей франчайзи получит продукцию, готовую к отгрузке конечному потребителю. Однако бывают случаи, когда франчайзер предлагает действительно инновационную продукцию или услуги. В большинстве случаев у таких предложений нет полноценных конкурентов на старте, что позволяет выйти на самоокупаемость в кратчайшие сроки и иметь большие перспективы развития.

Брокеры, занимающиеся рынком франчайзинга, отмечают немаловажность предложений из «дефицитных» сфер экономики. Производственные франшизы занимают всего 1% от общего объема, в тот момент как спрос на них имеет долю в 5%.

Франчайзер, который действительно заинтересован в развитии своей сети, не станет менять обусловленные показатели. Будущее за теми предпринимателями, которые осознают факт конкурентоспособности при наличии долгосрочных перспектив, заключающихся в качестве оперативного управления.