Институт экономики роста им. Столыпина, наблюдательный совет которого возглавляет Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, опубликовал исследование под названием «Быть или не быть ЕНВД: стоит ли овчинка выделки?». Первый вице-премьер Антон Силуанов отказался обсуждать перспективы продления режима единого налога на вмененный доход (ЕНВД) после 2021 года. Аргументами выступают наличие цифровой инфраструктуры онлайн-касс, которая позволяет повсеместно высчитывать налоги с оборота, а также недостаточный (с точки зрения правительства) уровень налогообложения тех предприятий, которые сегодня используют ЕНВД. С точки зрения правительства, ЕНВД используется бизнесом исключительно для целенаправленного ухода от налогообложения, и достаточно его отменить, как доходы бюджета вырастут. Но удастся ли достичь эту цель так просто? – задаются вопросом эксперты Института экономики роста. Под отмену ЕНВД подпадают микро и малые предприятия и индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги. Это небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, мастерские бытовых услуг и прочее. После отмены ЕНВД и перехода предприятий на другие режимы налогообложения Правительство РФ рассчитывает получить в бюджет дополнительно несколько десятков миллиардов рублей. Однако эффект может оказаться противоположным. По данным Росстата, в 2018 году рентабельность активов предприятий, деятельность которых совпадает с разрешенными для применения ЕНВД видами деятельности, была крайне низкой, а в ряде случаев - отрицательной. «Последствия отказа от ЕНВД можно очень успешно изучать на примере Москвы, где этот налог был отменен еще в 2012 году, - говорит Борис Титов. - В результате такого перехода бюджет действительно получил дополнительные средства в объеме 2,5 млрд. рублей (0,18% от всех налоговых поступлений и 5,9% от всех уплаченных налогов предприятиями на спец. режимах; без учета инфляции), однако, число предприятий при этом сократилось на 2 064. С 2015 года в Москве, в дополнение к отказу от ЕНВД, ввели также и торговый сбор, который увеличил поступления еще на 2 млрд. рублей. Определенный финансовый эффект (пусть и не слишком значительный) действительно создался. Но необходимо учитывать, что экономическое положение Москвы существенно лучше, чем других субъектов РФ. По нашим оценкам, Правительство РФ рассчитывает, что максимально возможный прирост налоговых отчислений в результате отмены ЕНВД составит 51 млрд. рублей (прирост в 3,2% от всех налогов, уплаченных предприятиями). Но подобный прирост возможен лишь в регионах, где рентабельность предприятий, доходы населения и производительность труда находятся на среднеевропейском уровне, а таких регионов в России, кроме Москвы нет. Если учесть текущие показатели рентабельности предприятий по видам деятельности, которые применяются при ЕНВД, то налоговые отчисления в бюджет, вероятнее всего, сократятся на 3,9%. Кроме того, сократится также число МСП на 17% и число занятых в микро и малых предприятиях (-1,7 млн. чел)». Для снижения таких рисков лучшая рекомендация сейчас - сохранение ЕНВД, как минимум до 2024 года, подытоживает бизнес-омбудсмен.
Поделиться новостью:18.09.2019